Анафилактический шок – самая быстрая и опасная аллергическая реакция. После контакта с аллергеном анафилаксия в течение нескольких минут может привести к смерти, потому человеку требуется немедленная помощь.

Анафилактический шок: что делать?

При анафилактическом шоке нужно срочно ввести адреналин (эпинефрин). Колоть можно в любую мышцу, даже через одежду. Доза – 0,2-0,5 мл раствора адреналина 0,1%. Если в течение 15 минут бронхоспазм не прекратился, делают вторую инъекцию.

Анафилактический шок – редкое явление, но аллергики должны всегда иметь при себе противошоковый набор: как минимум 2 ампулы адреналина и два шприца по 0,5 мл. Люди, пережившие анафилактический шок, имеют повышенный риск столкнуться с ним снова, потому носить с собой адреналин им нужно постоянно.

В аптеках продаются шприцы ЭпиПен для автоматических инъекций. Цена их крайне высока (около 1800 гривен за штуку), но устройство позволяет ввести адреналин даже в полубессознательном состоянии. Необходимо снять синий защитный колпачок и воткнуть иглу в руку или ногу: адреналин инъекцируется в мышцу автоматически.

Важно! Каждый пятый случай анафилаксии оказывается двухфазным: второй приступ происходит через 6-12 часов после первого. Больной нуждается в госпитализации, где врачи введут ему глюкокортикоиды и антигистаминные препараты.

Анафилактический шок: симптомы

Два самых опасных симптома анафилактического шока:

  • Падение артериального давления. Аллергическая реакция вызывает выброс медиаторов воспаления, вызывает расслабление сосудов, давление падает на 30-50 мм рт. ст. от исходного.  
  • Бронхоспазм и удушье. Трахея и бронхи сужаются, воздух перестает поступать в легкие, человек не может вдохнуть и выдохнуть.

При остром доброкачественном течении первые симптомы анафилаксии могут напоминать обычную аллергию: насморк, чихание, крапивница, кашель, затруднение дыхания, слабость, головокружение, отек век и губ. Антигистаминные средства при этом не помогают.

Причины анафилактического шока

Анафилактический шок у детей может  развиваться после первого употребление аллергенных продуктов (арахиса, рыбы, молока, яиц, морепродуктов), но чаще причиной его становится аллергия на лекарства. Особенно часто анафилаксию регистрируют после инъекций пенициллина, мышечных релаксантов для анестезии, употребления аспирина, ибупрофена и других нестероидных противовоспалительных средств.

Гораздо реже анафилактический шок развивается при вдыхании пыльцы, укусов пчел, ос, шмелей, шершней, красных муравьев. Известны случаи развития анафилактического шока из-за аллергии на латекс.